Кострома![]() |
Город Кострома:Основан 1152Город с 1719 Телефонный код (+7) 4942 |
![]() |
Расстояния: |
Основные события в истории Костромы ХII в. (вероятно, 1152). На берегах реки Сулы Юрие I Долгоруким основана крепость Кострома. 1213. Первое летописное упоминание Костромы. XIII в. Кострома многократно подвергается нападения I татар. 1318. В борьбе за великое княжение Кострома выступает против Москвы на стороне тверского князя Михаила, за что разгромлена московскими войсками. 1362. Кострома окончательно входит в состав Московского государства. 1375. Кострому разоряют новгородские ушкуйники, приплывшие по Волге на 70 ладьях. 1413-1416. После сильнейших пожаров, уничтоживших большую часть города, на левом берегу Волги, у впадения в нее р. Костромы закладывается новая крепость. 1549. На р. Язовке костромское ополчение одерживает окончательную победу над казанскими татарами, которые постоянно совершали набеги на город. 1609. Ипатьевский монастырь захвачен сторонниками Лжедмитрия II и превращен ими в опорную базу военных действий на северо-востоке страны. После шестимесячной осады монастырь освобожден ополчением северных городов. 1613. Ипатьевский монастырь становится временной резиденцией Михаила Романова; отсюда он отправляется в Москву на царство. С той поры члены династии Романовых считают монастырь своей фамильной святыней. XVII В. Кострома становится одним из крупнейших ремесленных центров страны; особенно развито мыловарение и «каменное дело » (костромские мастера строят в Москве собор в Измайлове, Георгиевскую церковь на Полянке, патриарший дворец в Кремле и др.). Костромская иконописная артель под руководством Гурия Никитина расписывает Данилов монастырь в Переславле, церковь Ильи Пророка в Ярославле, Успенский собор в Ростове и др. Кострома - третий (после Москвы и Ярославля) торговый город Руси. 1773. Во время катастрофического пожара уничтожены почти все деревянные строения в центральной части Костромы. XVIII В., 2-я пол. - Кострома перестраивается по регулярному плану, появляется квартальная застройка, параллельно-перпендикулярная планировка улиц, горожане строят свои дома по «образцовы » столичным проектам. 1778-1781. Кострома становится центром губернии. 1913. В Костроме в присутствии Николая 11 проходят торжества по поводу 300-летия Дома Романовых. |
![]() Название города предположительно происходит от имени весеннего божества славян-язычников Костромы. Подругой версии - от финно-угорского «кострум», что значит «крепость». Русский историк XVIII в. В. Н. Татищев, ссылаясь на не дошедший до нас источник, указывает, что Кострому в 1152 г, заложил суздальский князь Юрий Долгорукий на высоком правом берегу Волги. В летописи Кострома впервые упоминается в связи с событиями 1213 г., когда ростовский удельный князь Константин, сын Всеволода Большое Гнездо, сжег Кострому, а жителей увел в плен. Город имел выгодное месторасположение: отсюда шел путь в Волжскую Болгарию и страны Востока, а через верховья Оки край связывался с Киевской Русью. Уже к началу XIII в. Кострома стала значительным городом великого княжества Владимирского. В 1238 г. ее разорили и сожгли монголо-татары. Раздавая княжения, Батый оставил Кострому за Ярославом Всеволодовичем - младшим сыном Всеволода Большое Гнездо, Есть сведения о том, что Ярослав перенес город с правого берега Волги на левый, защищенный лесами, и построил первые укрепления при слиянии рек Костромы и Сулы и деревянный Кремль с соборной церковью Федора Стратилата. Ярослав Всеволодович в 1246 г. был убит завоевателями, опасавшимися сплочения русских земель вокруг Владимирского княжества. Владение городом перешло к младшему его сыну - Василию Ярославичу, который стал первым князем Костромского удельного княжества. С его именем связано обретение главной костромской святыни - иконы Феодоровской Божией Матери. Имен- но Василию Костромскому предание приписывает победу в битве с ордынским отрядом на берегах небольшого озера в двух верстах от Костромы, которое в память об этом событии стало называться Святым В 1272 г. Василий сел на владимирский престол (доставшийся ему в наследство от умерших братьев Александра Невского и Ярослава) и управлял им из Костромы, которая стала на это время политическим центром Северо-Восточной Руси. После смерти Василия Ярославича (1276) Кострома вновь вошла в состав Владимирского княжества, а в 1364 г. стала частью Московского княжества. С этого момента развитие и культура Костромы неразрывно связаны с историей русского государства. Обладая выгодным стратегическим положением, она неоднократно служила московским князьям надежным убежищем: во время нашествия Тохтамыша (1382) в городе укрывался вместе с семьей Дмитрий Донской, а спустя четверть века, когда Москве угрожал хан Едигей, здесь нашел пристанище его сын Василий Дмитриевич. Памятников архитектуры XII-XV вв. в Костроме не сохрани- лось: построенные из дерева, они уничтожались частыми пожарами и самим временем. Например, во время пожара 1413 г. сгорело 30 церквей, а через три года вновь был пожар. Единственная дошедшая до нас деревянная постройка XVI в, - церковь Собора Богородицы в селе Холм, срубленная в 1552 г., а самое древнее каменное сооружение Костромы, сохранившееся до настоящего времени, - собор Богоявленского монастыря (1559-1565). Его создатели оставили запись об основании собора на белокаменной плите, помещенной у западного входа; имена мастеров на ней, к сожалению, не указаны. В 1672 г. интерьер Богоявленского собора был расписан, как считают специалисты, артелью костромских художников во главе с Гурием Никитиным и Силой Савиным. В 1865 г. фрески были поновлены, но и в таком виде они представляют большой исторический интерес. Среди икон собора находится образ Феодоровской Божией Матери XIII в. Согласно легенде, икону обнаружил на дереве в лесу костромской князь Василий Ярославич. На оборотной стороне иконы изображена Параскева Пятница. Невозможно представить архитектурный облик Костромы без каменных строений XVI в. в Ипатьевском монастыре, расположен- ном в полутора километрах от центра города. Возвышение бояр Годуновых, ведущих свой род от основателя монастыря Дмитрия Зерно, способствовало превращению рядовой обители в крупный феодальный центр. В результате пожертвований Годуновых и других лиц земельные владения Ипатьевского монастыря к концу столетия выросли вчетверо: к 1600 г. он имел 13525 десятин пахотной земли с 442 поселениями.
|
|